С древнейших времён человек искал пути стимуляции своего разума, отделения его от привычной связи с телом и познания его же возможностей за пределом признанной реальности. Современные археологи находят фактическое подтверждение существования устойчивых техник работы с телом для достижения внутреннего созерцательного состояния - т. н. поза медитации (шаманская поза), лучшими иллюстрациями которой служат изображения Будды или Вишну в позе лотоса или кельтского Бога Цернунна. Сведение этой позы с определёнными техниками пения и приводило к состоянию, позволяющему выйти из привычной трёхмерной действительности и путешествовать в мирах духов. Собственно, с “определённых техник пения” и начинается история ambient. Использование голоса, как сакрального инструмента, позволяющего совершить переход из одного состояние в иное, культивировалось человеком, видимо, задолго до сформирования устоявшихся наций. Со временем, усложнение голосовых техник пения и привнесение музыкальных инструментов вылилось в ритуальную (или сакральную) музыкальную традицию. Восточные мантры, горловое пение, европейская голосовая полифония, всевозможные причитания и напевы – конечный результат этого процесса. Сохраняя свои позиции и характер, сакральная музыка находилась в “состоянии покоя”, вне влияния социальной культуры, до второй половины XX века. Музыкант, композитор и исполнитель Brian Eno (ex. Roxy Music) после активной рок- деятельности, пройдя ряд творческих метаморфоз, сместил свои позиции в сторону модерн- авангардной и экспериментальной музыки и в 1975 году открыл техническую сторону названного им позднее “постепенным процессом” - основного рычага ambient. Процесс получения обволакивающего звукового эффекта заключается в попадании исходного сигнала через графический эквалайзер в два параллельно соединённых магнитофона, в которых звук воспроизводится с запозданием в определённый интервал, далее из одного магнитофона, дополнительно обработанный, он выводится в акустическую систему, а с другого магнитофона возвращается в исходную точку преобразования. По словам самого Eno, звук, преобразованный через его “эмбиентную систему”, воспринимается как “часть вибраций окружающей среды, как цвет спокойного рассеянного света или шорох дождя”. Eno сформулировал и второй важный системный принцип ambient – развитие музыки за счёт себя же, предоставление исполнителю роли пассивного творца. Его пластинки “Ambient 1 – Music for Airport” (1978) и “Ambient 4 – On Land” (1982) послужили вехами в дальнейшем развитии ambient как стиля. “Ambient 1” содержит в себе мягкие, светлые интонации и приближена к академической музыке: акустическое пианино, женское трёхголосье составляли основу альбома. “Ambient 4”- более мрачное и экспериментальное полотно, помимо живых музыкантов здесь использовались этническая и шумовая перкуссия, полевые и конкрет записи. Новый стиль вытолкнул на поверхность ряд имён, развивавших похожие идеи, или параллельно или совместно с Eno, такие как Jon Hassell, Harold Budd, Michael Brook, Roedelius, Steve Roach, Robert Rich, Glenn Branca. Выработав все идеи, уподобившись нео- академическому направлению, данный ambient-класс поместил себя в некий “карман без дырок”, выход из которого до сих пор не найден.
Менее теоретизируемое, интуитивное воплощение ambient приобрёл в зарождающейся “индустриальной” культуре. Самым верным инструментом шумовиков, незаметно зашедших на эту территорию стала петля (loop) – закольцованный кусок магнитной ленты с фрагментом записи. После долгого прослушивания которой возникает “эффект внутренней волны”, когда в многократно повторяющемся звуковом рисунке зарождается или воображается новый фрагмент, который постепенно становится всё ярче и ярче и выходит на передний план, изменяя основную мелодию произведения. Соответственно, такая зацикленная композиция может менять свой внутренний ритм бесконечное количество раз, всё зависит от памяти о первоначальном устое –связи звуков и акцентировании на тоновых “окрасках” в человеческом мозгу. Вторым важным изобретением-инструментом стал “drone” – многоканальный низкочастотный гул, при прослушивании которого происходит погружение в особое гипнотическое оцепенение, благодаря этому “drone” прозвали мистическим ландшафтом.
THROBBING GRISTLE создавали сырые эмбиентные композиции (“After Cease to Exist” или “Medicine”) на основе диссонансов гитарных фонов, записей и активного вмешательства различных обработок и эффектов. Американец Boyd Rice (NON) своими новаторскими, шумовыми, минималистическими петлями достиг потрясающего (возможно подсознательно) погружения в звук и активизации сознания не менее верного, чем через мантры. В 2004 на MUTE будет издана антология творчества Райса под заголовком “Terra Incognita: Ambient Works, 1975- Present”. Англичане :ZOVIET-FRANCE: развивали приёмы, аналогичные Rice’у, обогащая их этническими инструментами.
Но всё это были попытки или акции, носящие иные цели. В 1980-м году англичанин Brian Williams выпустил свой первый альбом под именем LUSTMORD, позднее этот материал был переиздан c дополнениями на СD под названием “Document of Early Acoustic& Tactical”. Общая атмосфера этого релиза несомненно индустриальная, но она уже содержит в себе зародыш тех идей, которые вывели Brian’a в совершенно иной мир, полностью представленный слушателю на его следующей пластинке “Paradise Disowned” 1984 года. Идеальное совмещение красоты, драматизма, мрака изменило устои и шумовой музыки как явления и эмбиента в частности. Воспринимаемый ранее как релаксирующий опыт и фоновой слой бытового удобства, ambient вдруг приобрёл практически религиозный аспект и функции эмоционального театра. Достижение подобных результатов - вещь простая и гениальная, как бубен шамана, - симбиоз низкочастотных пульсаций, фрагментов церемониальной музыки и пения, записей природных шумов, долгого ритмического такта. Активно сотрудничая с S.P.K., совершенствуя технику полевых записей, погружаясь всё глубже в физику звука и одновременно подчиняясь его метафизике, LUSTMORD записывает ряд альбомов (“Heresy” (1989), “The Monstrous Soul”(1990), “The Place Where the Black Stars Hang”(1993)), выведших dark ambient (теперь уже с этой приставкой) в самостоятельный стиль, который может восприниматься независимо от шумовой культуры. Значок Side Effects (изначально принадлежавший Graeme Revell’у (S. P. K.), а в последствии перешедший Ластморду) взял на себя издание первой волны ambient/dark ambient: LEGION, COMA VIRUS, DANIEL MENCHE. Не менее значимыми лейблами стали BAROONI, TOUCH/ASH INT., STAALPLAAT и ANCKARSTROM выпускающие артистов, совмещающих технические эксперименты с ambient: TOMAS KONNER, JOHN DUNKAN, ARCANE DEVICE, THE HAFLER TRIO, FRANCISCO LOPEZ, GUNTER, ALAN LAMB, CAS DE MAREZ. В это же момент появляется отдельный лагерь музыкантов, совместивших в своём творчестве многие приёмы “школы” Eno: глубинную, обволакивающую drone-основу и отдельные, “природно-созерцательные” моменты new age. Это ответвление получило название light ambient, содержащий в себе и “плотную” атмосферу и этно-ритуальные ритмы, этот стиль создаёт естественное, более светлое ощущение своих посланий. Как правило, за этими проектами стоят единоличные персоны, но выбравшие себе поэтические имена: VIDNA OBMANA, ALIO DIE, TUU, TEMPS PERDU?, JEFF GREINKE, MATHIAS GRASSOW, VOICE OF EYE. Из “значков”, специализирующихся на light ambient, на данный момент можно назвать только AMPLEXUS. Но в 90-х light ambient поддерживался практически всеми крупными экспериментальными издательствами (особенно в США): RELAPSE/RELEASE, ND, PROJECT, SOLEILMOON. Во второй половине 90-х уже сложилась устойчивая ambient сцена с культовыми именами: SCLOSS TEGAL, DEUSCH NEPAL, RAPOON, S. CORE, KEROVNIAN, I BURN, LAW, AUBE, KALLABRIS, CRANIOCLAST, LAMIA IS, BEEQUEEN, KENOTAPH, BAD SECTOR, DEAD VOICES ON AIR, RIAIAIN, THO-SO-AA.
Естественно, творчество не может не затрагивать религиозные аспекты жизни человека, к примеру, LUSTMORD изначально прославился своими “условно сатанинскими” идеями. Исповедовать через dark ambient культ личности и остаточные знания древних культов, ныне считающиеся сатанинскими стали NO FESTIVAL OF LIGHT, PSYCHONAUT, PROFANE GRACE, ABRUPTUM, ARCHON SATANI (некоторые из них имеют и side-projects, играющие в стилях black- death metal.) В последствии сформировалось и отдельное ответвление “satanic/occult dark ambient”. Ещё одна философская ветвь dark ambient – приверженность к европейским до- христианским традициям. Вот некоторые из имён: INADE, IDPA, GENITOR LVMINIS, WOLFSKIN, DAGDA MOR, PREDOMINANCE. Очередным явлением, приближенным к идейным корням и предельно выражающим суть ambient, стал “ведизм” – смешение dark ambient’a c музыкальными элементами Востока и философией Буддизма или Вед. Здесь особое внимание уделяется аккустическим инструментам и их звучанию «над» синтезированными фонами. HERBST 9, INDRA KARMUKA, RAPOON, LIFE GARDEN, YEN POX, SVASTI-AYANAM, OMENYA – являются характерными представителями этого явления. Практически все проекты light- и dark-ambient имеют сильный клон в сторону ritual, что затрудняет их чисто эмбиент классификацию.
Прародителем “drone ambient”, как правило, называют германских DIE FEINE TRINKERS BEI PINKELS DAHEIM. Но утверждение его на уровне слова-символа произошло благодаря MAEROR TRI, оригинально воссоздавшим глубокие, вибрирующие частоты (drone) на электро-гитарах, соединив их с мистикой и околонаучными идеями. Позднее, в 1998 году, трио реформировалось в дуэт TROUM, чьим концептом стала более углублённая работа со звуком и обращение к более архаичным принципам. Stefan’ом Knappe (лидером MAEROR TRI и TROUM) в 1993 году был организован лейбл DRONE Records, специализирующийся на выпуске семи- дюймовок именно “drone” звучания. Собственно, по этому лейблу можно судить о состоянии и новых тенденциях самого стиля. DRONE Records никогда не “прибирал к рукам” какие-либо проекты, предоставляя одноразовую возможность высказаться оным, среди них значатся: TESENDALO, AMON, MOHR, NOISE MAKER’S FIEHNEN, ULTRA MILKMAIDS, EMERGE, DWELING LACUNA.
В конце 90-х сформировалось ещё одно музыкальное явление, имеющее косвенное отношение к ambient – “post-rock”. Охарактеризовать его можно, как по своей форме соответствующий стандартной рок-группе, но отрицающий песенные рок-клише и исполняющий длительные пьесы на основе импровизации и обратных связей, как правило без текстовой нагрузки. “Отцами” стиля считаются SLINT и TORTOISE, хотя проблески подобных идей можно найти и у гитарных проектов 4AD- HIS NAME IS ALIVE, COCTEAU TWINS, THIS MORTAL COIL, PALE SAINTS. Post- роковые группы в своих композициях смогли создать достойную ambient атмосферу, и уже позднее к таким именам как FLY PAN AM, AIX EM KLEMM, ROTHKO, HEADPHONE, STARS OF LID, LANDING, ONE MILE NORTH, THE BLITHE SONS, STATIC FILMS стали прибавлять и термин “guitar-ambient”.
Подводя итог этому обзору, логично ещё раз подчеркнуть уникальность ambient музыки, чья основа лежит в пределах древнейшего сознания, в чистой тоновой окраске и ритмике, обошедшей поздние ладовые рамки культур.
Автор: CODE_188