Главная Регистрация
">
Воскресенье, 22.12.2024, 15:36
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История бас-гитаризма
FastДата: Суббота, 23.08.2008, 00:28 | Сообщение # 1
 
Сообщений: 165
Статус: Offline
АгентОтправить сообщение
Электробас появился в конце 50-х, активно стал использоваться в 60-х. Популярности инструменту добавил Paul McCartney (Beatles). Он играл гениально красивые, оригинальные басовые линии. Затем были Rolling Stones, John Entwistle (The Who), Jack Bruce (Cream), Phil Lesh (Grateful Dead), Jack Casady ( Jefferson Airplane), Greg Lake (King Crimson, ELP) и все те, кто популяризировал инструмент. Jack Bruce был одним из первых бас-виртуозов в то время. Исполнительство на басу развивалось, это были пионеры-первопроходцы. Они добавили много своего в развитие аккомпанемента в рок-музыке.

В середине 60-х в негритянской поп-студии «Мотаун» появился гениальный басист, повлиявший в дальнейшем на аккомпанемент в поп-музыке — James Jamerson. Его звук, игра были легко узнаваемы и очень харизматичны. Если говорят про бас: «звук или манера «Мотаун», имеется в виду Jamerson. Он никогда не менял струны на своем Fender Precision (боялся потерять свой звук) /см. J. Jamerson Tribute Book/. Даже если он уезжал на гастроли, то часто его вызывали обратно в студию. Jamerson был как бы фирменным звуком «Мотаун» с 60-х и до начала 70-х. Затем его саунд вышел из моды, перестраиваться он или не мог или не хотел. Его перестали приглашать в студию, у Jamerson развилась депрессия, и он стал пить. Закончилось все грустно, как и в большинстве таких случаев. James Jamerson оказал огромное влияние на всех басистов 60 — 90-х годов. Да и сегодня есть чему поучиться. Параллельно с ним играли басисты, так же оказавшие огромное влияние на последователей в 70-х годах: Jerry Jemmott, Chuck Rainey, Carol Kaye, David Hood, Joe Osborn, Bob Babbitt.В 60-е появилось понятие — студийный музыкант, и все вышеперечисленные относились к этой категории. В 70-е в рок-музыке шло бурное развитие аккомпанемента, техники исполнения, подходов, концепций игры с барабанами и т.д. Появились новые виртуозы в рок-музыке: Chris Squire (Yes) — признавался лучшим рок-басистом на протяжении всех 70-х. Squire играет медиатором, но такие своеобразные и оригинальные линии! В свое время это было очень революционно. Послушайте бас на альбомах Yes : «Fragile»1971, «Close to the edge»1972, «Tales from topographic ocean»1973. Очень чувствуется влияние классической музыки в партиях баса. На Squire повлияли John Entwistle, Paul McCartney, но затем он создал свою манеру, стиль игры на басу. Оригинально играли (и некоторые продолжают играть) John Paul Jones (Led Zeppelin), Geezer Butler (Black Sabbath), John Deacon (Queen), Roger Waters (Pink Floyd), John Wetton (King Crimson, Asia), Tom Hamilton (Aerosmith), Gene Simmons (Kiss), Lemmy (Motorhead), Tim Bogert, Gary Thain (Uriah Heep), Roger Glover (Deep Purple), Glenn Hughes (Deep Purple,solo) и др. Всем им удалось создать свою манеру исполнения — у одних более яркую, у других менее узнаваемую. R. Waters играл лаконично, уделяя внимание звучанию группы, John Paul Jones играет оригинально, ярко, но не без влияния Jamerson, легко узнаваем G. Butler. Все они раздвигали рамки игры на инструменте и ставили новую планку уровня игры на басу. Появились новые классные студийные басисты: Lee Sklar, Max Bennett, Jerry Scheff, Bob Glaub, Willie Weeks, Will Lee, Anthony Jackson, Wilbur Bascomb, Gary King, Gordon Edwards, Neil Jason, Fred Washington и др. Многие из них играли высокопрофессионально, но малоузнаваемо (басовую партию мог сыграть J. Scheff и такую же — Bob Glaub, трудно было отличить, кто где сыграл), другие имели индивидуальность в своей игре — Anthony Jackson, Will Lee, — но могли это не показывать, если не требовалось. В 70-х появились настоящие виртуозы инструмента: Francis Rocco Prestia (Tower of Power) — играл классные линии 16-ми нотами (видимо он повлиял на манеру игры Jaco), Alphonso Johnson (Weather Report), до появления Jaco играл еще Percy Jones (Brand X) — виртуоз безладового баса, незаслуженно стоявший в тени Jaco. Percy играл в такой манере и таким звуком еще до появления Jaco на большой сцене (послушайте Brian Eno «Another green world»1974) еще за два года до появления Jaco! В 1976 году засияла звезда Jaco Pastorius. Он играл на басу с конца 60-х и в начале 70-х с различными коллективами в Америке. В 1973 году John McLaughlin искал себе нового басиста и объявил конкурс. Пришло много бас гитаристов, но до финала дошли двое — Ralph Armstrong и Jaco Pastorius. Jaco тогда не читал ноты с листа и не играл на безладовом басу,как раз все то, что умел делать Armstrong. Jaco не взяли…,он сильно разозлился на себя, уединился на два года и поднял за это время читку с листа, стал играть на безладовом басу (см. интервью R. Armstrong для Bassplayer). Звезда Jaco засияла в 1976 году. Он оказал огромное влияние на всех басистов, раздвинул сполнительский уровень на инструменте до невероятных пределов, дал толчок бурному развитию исполнительского уровня на бас-гитаре.В первой половине 70-х Larry Graham «открыл» слэп. Правда, говорят, что его «открыли» независимо друг от друга Larry Graham и Louis Johnson. В одном проекте с Graham играл барабанщик Chick Corea Return to forever — Lenny White, он подсмотрел как играет слэпом Graham и показал это своему басисту — Stanley Clarke. Stanley Clarke заиграл ярко, очень индивидуально и узнаваемо (благодаря бас-гитарам Alembic Clarke нашел свой звук). Играл великолепные соло (хотя, как мне кажется, стиль игры Clarke формировался не без влияния Doug Rauch! Послушайте старые альбомы Santana 72-73гг, Rauch там звучит и играет очень по-кларковски, еще до того, когда Clarke стал активно играть на басу слэпом!). В 70-е слэп развивали, кроме вышеперечисленных басистов, Will Lee, Wilbur Bascomb, Doug Rauch, Chuck Rainey (придумал свою манеру игры — играть слэпом одним большим пальцем с большой скоростью), Neil Jason, Jeff Berlin (внес свою лепту, хоть и не сильно увлекался слэпом) и др. Слэпом стало очень модно играть. Он проник во все стили музыки (кроме джаза и кантри).

В середине — второй половине 70-х царила музыка диско и фанк. Все это отражалось и на игре на басу. Здесь проявилось влияние James Jamerson, F. R. Prestia, Paul Jackson (Herbie Hancock) и др. Диско и синкопированные фанк-линии проникли в поп-музыку, фьюжн и немного даже в рок. Ralph Armstrong, Wilbur Bascomb, Chuck Rainey, Willie Weeks, Neil Jason, Verdine White и многие другие взяли это на вооружение. Теппинг — первые элементы были у Jaco. Затем появился гитарист Eddy VanHalen, он развил тейпинг, далее был гитарист Stanley Jordan, и басист Jeff Berlin подхватил эти идеи. В дальнейшем все это развивали такие мастера инструмента, как: Stu Hamm, Billy Sheehan, Michael Manring, Victor Wooten и др.

Первые виртуозы безладового баса — Alphonso Johnson, Ralph Armstrong, Percy Jones, затем появился Jaco. В 1979 году Chick Corea в одном из клубов Лондона отыскал нового мастера по игре на безладовом басу — Bunny Brunel, который записал с Corea два классных альбома — «Secret agent»1979, «Tap step»1980. Эти два альбома вывели Brunel в число виртуозов инструмента. Затем, многие басисты старались включить в свой арсенал кроме ладовых бас-гитар и безладовые. Одним из первых рок-басистов, игравших на безладовой бас гитаре, был музыкант группы Frank Zappa — Pat O’Hearn. Если бы не было Jaco, его место по праву занял бы Jeff Berlin. Berlin играет и солирует просто фантастически (послушайте альбомы Bill Bruford 1977 — 1980 и его сольные альбомы 1985-86 годов).

В конце 70-х Anthony Jackson у гитарного мастера заказал первый в мире 6-струнный бас — contrabassguitar. A. Jackson играет великолепно, потрясающий аккомпанемент, может сыграть с бешеной скоростью. Играет пальцами, медиатором, не любит слэп и басистов не умеющих читать с листа. Еще один великий мастер 70-х — Tony Levin (King Crimson, Peter Gabriel). Играет великолепные риффовые партии. Придумал свою «фишку» — фанк фингерс (funkfingers): две небольшие палочки цепляются на указательный и средний пальцы правой руки. Звук — что-то среднее между медиатором и слэпом. T. Levin очень ценят за классный аккомпанемент. Таким образом, в 70-х произошел гигантский скачок в бас-исполнительстве.

80-е продолжали приятно радовать. Появились новые имена: Geddy Lee (Rush) играет очень быстро и классно пальцами, Steve Harris (Iron Maiden) часто использует педалирование (попеременное чередование нижней ноты с другими нотами вверху), Billy Sheehan (Mr.Big) — мастер рейка и тейпинга (рейк изобрел в конце 60-х Tim Bogert), Sting (Police) , Stuart Hamm (Steve Vai, Joe Satriani) — великолепный виртуоз слэпа и тейпинга, Cliff Burton (Metallica), Jason Newsted (Metallica), Tony Franklin — виртуоз безладового баса . Mick Karn (Japan), чем-то очень отдаленно похожий на Percy Jones, но со своим звуком, манерой игры (очень любит играть вверху на 12 — 16 ладах через открытые струны D и G). Великолепный студийный виртуоз — Pino Palladino. Он нашел свой звук, используя со своим безладовым Music Man приставку Boss OC 2 (октавер). Студийный мастер John Giblin (Jon Anderson, Fish), африканец Bakhiti Kumalo (Paul Simon), Mark Egan — ученик самого Jaco, иногда играет слэпом, реже тейпингом, Carlos Benavent (Paco DeLucia, Chick Corea) — обладатель феерической скорости игры на басу.

Marcus Miller . Великолепнейший Marcus! Его игра слэпом просто потрясающая, замечательное солирование, аккомпанемент, потрясающая игра на безладовом басу (послушайте его сольный альбом «The sun don’t lie» 1993 года). Victor Bailey — заменил в Weather Report в 1983 году самого Jaco! Великолепно играет пальцами и соло. Студийный ас Nathan East. Замечательный аккомпаниатор, солист, использует слэп. Играет в любом стиле музыки! Jim Haslip (Yellow Jackets) — он только с 1988 года заиграл на безладовом басу, Tim Landers (Tom Scott), Oscar Cartaya (Spyro Gyra) — хороший слэппер, Oscar Stagnaro, Lincoln Goines (Mike Stern, Dave Valentin) — хороший риффовый мастер, может классно сыграть слэпом, Neil Stubenhaus — не любит солировать, больше любит аккомпанемент. Michael Rhodes, David Hungate.

В начале 80-х появился блестящий виртуоз Mark King (Level 42). Фантастическая слэповая техника игры, классный аккомпанемент, и при этом он поет! Так же классно играют слэпом George Anderson (Shakatak), Gary Grainger (John Scofield) — помню, как я смотрел видео 1988 года и увидел этот фантастический состав: J.Scofield Group (Dennis Chambers-drums, Gary Grainger-bass, Rob Aries-keyboards). Такое классное исполнение! Великолепный слэповый басист, потрясающий аккомпанемент, а барабанщик!… Niko Assumpcao — шикарный басист, слэп, соло и великолепный аккомпанемент, хотя иногда играет на контрабасе. Muzz Skillings, Doug Wimbish — у обоих классный слэп и аккомпанемент. Darryl Jones — заменил Marcus Miller в составе группы Miles Davis в 1984 году. Ярчайшее событие 80-х — появление на сцене John Patitucci (Chick Corea Electric Band) — великолепнейший солист, аккомпаниатор. Он популяризировал 6-струнный бас. Студийный маэстро Jimmy Johnson. Кто его не слышал, настоятельно рекомендую. У него, у одного из первых, в начале 80-х появился 5-струнный бас, который он заказал на фирме Alembic (сейчас такой бас стоит 11000 $). Послушайте его записи с Allan Holdsworth «Metal fatique»1985, Allan Holdsworth «Wardenclyff tower»1992, Simon Phillips «Symbiosis» 1995, A. Marcelli «Oneness»1995. Johann Asmundssen (Mezzoforte) — исландский басовый виртуоз, слэп, безладовый.

90-е. Появились блестящие виртуозы баса: Gary Willis (Tribal Tech) — фантастический исполнитель на безладовом басу. Послушайте записи Tribal Tech «Illicit»1992, Tribal Tech «Reality check»1995. Alain Caron (Uzeb) — виртуоз высшего класса, изобрел свою технику игры слэпом, великолепно солирует и играет на 6-струнном безладовом басу. Потрясающий Victor Wooten — изобрел свою технику игры слэпом, виртуоз, замечательно солирует, играет тейпингом, на безладовом басу. Расцвел талант Jim Haslip (Yellow Jackets), он великолепно играет на безладовом 6-струнном Tobias. Michael Manring — виртуоз, он может тейпингом играть на 3-5 бас-гитарах! Великолепно играет на безладовом басу. Matt Garrison (сын известного контрабасиста Jimmy Garrison), фантастический солист и аккомпаниатор. Виртуоз Adam Nitti, классно солирует, играет слэпом и тейпингом. Мастер по игре на 5-, 6-струнных бас-гитарах — Oteil Burbridge. Соло, слэп, соло в унисон с вокалом, безладовый бас. Brian Bromberg — виртуоз слэпа, тейпинга. Здорово играет соло, на пикколо-басу, безладовом, контрабасе, и тейпингом на контрабасе! Jan Olaf Strandberg — финский виртуоз баса. Слэп, тейпинг. Kai Eckhardt -играет слэпом аккорды, классно солирует, слэп, соло и безладовый. Jonas Hellborg — шведский слэповый виртуоз. Jimmy Earl (Chick Corea Electric Band 2, MVP), Kim Stone (Rippingtones) — великолепные слэпперы, Randy Hope Taylor (Incognito) — классный грувер (groove). Vail Johnson (Kenny G, solo) — замечательный слэп, Keith Jones (Andy Narell) — классный аккомпанемент, Etien Mbappe (Jozef Zawinul) — потрясающая пальцевая техника игры, Richard Bona — великолепнейший виртуоз из Африки!, Armand Sabal Lecco — слэп, аккомпанемент, Tom Barney, James Genus (Brecker Brothers), Laurence Cottle — ученик и друг Jaco, круто играет на безладовом и классно слэпует. Dave Carpenter чаще играет на контрабасе, но когда в руки берет бас, звучит очень достойно. Jay Tee — классный слэп и аккомпанемент, John Pena (Simon Phillips, Steve Tavaglione) — сессионный мастер, Jeff Andrews (Mike Stern, Vital Information), Tom Kennedy (Dave Weckl, Bill Connors) — мастера аккомпанемента, Dominiq DiPiazza (John McLaughlin) великолепно солирует, Ric Fierabracci (Yanni,Frank Gambale) — иногда слэп, шикарный аккомпанемент и соло, Michael Alibo (Sixun) — совершенно фантастический басист, Meshell Ndege Ocello — басистка аккомпанирующего плана, Bill Buddha Dickens — невероятный «монстр» баса, играющий на 7-, 9(!)-струнных инструментах слэпом, тейпингом, аккордами, великолепно солирует, Gerald Veasley — виртуоз 6-струнного баса, Dann Glenn — безладовый маэстро, Marco Mendoza, Scott Ambush (Spyro Gyra), Melvin Davis (Lee Ritenour, solo). Новое поколение фьюжн- и поп-студийных басистов: Alex Al, Jerry Brooks, Mel Brown, Mike Pope, Chris Kent, Chuck Webb и др. Рок — и поп — басисты — виртуозы : Flea (Red Hot Chili Peppers), Rob Trujillo (Infectious Grooves), Ray Riendeau, Steph Lessard (Dave Matthews Band), T. M. Stevens (Steve Vai «Sex & Religion»1993), Dave LaRue (Steve Morse),Tony Franklin.

В середине 80-х в Америке произошло «африканское вторжение» на басовый музыкальный рынок Америки. В Америку приехали басисты «первой африканской волны»: Bakhiti Kumalo (Paul Simon), Armand Sabal Lecco, Habib Faye (Y.Ndour). Они сразили наповал всех тогдашних басистов своей техникой игры, мышлением, оригинальностью. Они играли по-новому, по-другому, чем все европейские и американские музыканты. В Африке бас — музыкальный инструмент, не просто бас. Во многих деревнях мало инструментов, и если есть, басист, то он играет и за бас, и за ритмический инструмент, и как солирующий инструмент, и аккордами. То есть, совсем другой подход и мышление. Басисты «второй волны»: Michel Alibo (Sixun), Guy Nsangue (Jean Luc Ponty), Richard Bona (Jozef Zawinul ), Etien Mbappe (Jozef Zawinul) — сегодня на ведущих ролях в музыкальном шоу-бизнесе Америки и Европы. Самые частоприглашаемые на запись студийные басисты: Nathan East, Will Lee, Mark Egan, Larry Klein, Abraham Laboriel, Tony Levin, Marcus Miller, Neil Stubenhas, Randy Jackson, Darryl Jones, Neil Jason, Jim Haslip, Tom Barney, Jimmy Johnson, Mo Foster, Pino Palladino. То есть, те, кто может сыграть крутой аккомпанемент, даже если в партии будет немного нот. Все будет сыграно ровно, четко. Рифф при этом будет «качать»,«дышать». Но и, если потребуется сыграть что нибудь сложное, эти парни могут так «ввернуть»!

Сейчас появляется все больше и больше виртуозов баса. Есть рынок услуг студийных музыкантов для рок-музыки, поп-музыки, джаза и фьюжн. Для каждого свои требования и совершенно разные музыканты. Появился рынок «концертных» музыкантов. К примеру, на записи альбома для David Sanborn играл Marcus Miller, а в тур с Sanborn едет классный, но более «дешевый» (в плане оплаты труда) басист Patterson. Или, Lenny White записывали бас Victor Bailey и Darryl Jones, а на концерты едет классный, но малоизвестный басист Mitt Segs.

Наиболее приглашаемые в студию на запись (не со своими группами и проектами, а как студийные музыканты) басисты в рок-музыке: Billy Sheehan, Stu Hamm, Tony Franklin. В поп-музыке: Neil Stubenhaus, Nathan East, Randy Jackson, Larry Klein . В джаз-роке — вышеперечисленные (см. самые частоприглашаемые студийные басисты, хотя они также играют и рок- и поп-музыку).

Мой Блог Я ВКонтакте
W1RE-HEADДата: Среда, 11.03.2009, 13:54 | Сообщение # 2
 
Сообщений: 10
Статус: Offline
Отправить сообщение
знакомые басисты говорят, что слэпом очень сложно играть... Я это дело со стороны наблюдал, так мне чисто субъективно показалось, что нужно быть еще и в хорошей физ. форме, чтоб так лабать smile

http://www.sendem.ru
Мой Блог Я ВКонтакте
FastДата: Среда, 11.03.2009, 15:49 | Сообщение # 3
 
Сообщений: 165
Статус: Offline
АгентОтправить сообщение
Ну да пальцы очень развиты должны быть да еще и координация чтоб ты точно попадать
Мой Блог Я ВКонтакте
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: