Музыка в играх Fallout Люди, решившие хоть немного поиграть в Fallout, рано или поздно обратят внимание на музыкальное сопровождение в игре, и не только потому, что оно довольно необычно само по себе, но и вместе со всем остальным создает ту неповторимую атмосферу Fallout’а, которая так запоминается всем игравшим в него. При этом довольно часто возникает вопрос — что же это за музыка, кем она написана и в каком стиле. В этой статье я постараюсь осветить эти вопросы, а также рассказать о музыке, которую можно послушать, если полюбившиеся оригинальный треки уже надоели. Сразу стоит оговориться — в Fallout’е музыку можно подразделить на саундтрек, звучащий в игровых локациях во время собственно игры; и музыку к заставочным роликам. Основная часть этой статьи посвящена именно саундтреку, так как именно в связи с ним чаще всего возникают вопросы, но кое-что будет сказано и о заставочной музыке.
Пожалуй, именно с музыки из заставок и стоит начать, ведь именно с них начинаются сами игры. Таких композиций в Fallout’ах всего две — по одной на каждую из частей.
В Fallout 1 — композиция «Maybe» группы The Ink Spots, альбом «We four — The best of The Ink spots», записана 11 июня 1940 года. [подробнее…]
В Fallout 2 — композиция «A kiss to build a dream on» композитора Луи Армстронга (Louis Armstrong), альбом «Now you has jazz: Louis Armstrong at MGM», записана в 1942 году. [подробнее…]
Говоря о заставочной музыке, нельзя не упомянуть, что эти песни в сочетании с черно-белой анимацией и ламповой техникой значительно повлияли на атмосферу игры, добавив в нее элемент эстетики 40-х годов. Вообще же Fallout, как первый, так и второй — невозможная на первый взгляд, но удачнейшая смесь из веяний 40—60-х, 80-х годов и их интерпретации в контексте 2080—2240-х. Cобственно, таким бы могло быть будущее в воображении людей того времени — retro-future, так сказать. Пожалуй, эти песни — первый из двух основных элементов, пришедших в Fallout из сороковых. Второй — уже упомянутая ламповая техника. («…в 40-х были созданы первые полностью электронные компьютеры, имевшие в своей основе вакуумные электронные лампы» (Wikipedia)).
Эти треки — типичные записи в стиле джаз. Если вы хотите послушать что-либо в подобном стиле, то, конечно, в первую очередь пойдет сам Louis Armstrong и The Ink Spots (хотя песни этой группы довольно трудно достать), после них рекомендуется Frank Sinatra (конкретно из его репертуара хороши «Strangers in the night», «Where are you» и «The moon was yellow», использованная, кстати, в экранизации бессмертного творения Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь»), подойдут многие песни Мерилин Монро (Marilyn Monroe), её «I wanna be loved by you» и многое другое. В том числе интересующимся стоит послушать подборку Wasteland radio, vol. #5 Sweet past (подробнее о сборниках Wasteland radio речь пойдет ниже), а также, как ни странно, подборку радио K-Rose из GTA: San-Andreas. В конце концов, джаз-ассортимент необычайно богат, да и вообще по духу и общей атмосфере подойдут даже многие классические композиции, например, рапсодии Листа, а может, даже и The Beatles.
Кстати, часто у игравших в русскую версию Fallout’а, локализованную одной из левых фирм, возникает вопрос, что за русская песня играет в заставке. Видимо, кому-то из пиратов очень по душе группа Аукцыон и ее песня «Дорога» — именно она звучит в ролике.
Совершенно другой тип музыки использован в качестве саундтрека. Правильнее всего было бы отнести ее к стилю дарк эмбиент (dark ambient) — разновидности эмбиента (ambient). Одна из распространенных в Рунете статей дает следующее определение дарк эмбиента: «Эмбиент, основаный на использовании мягких шумовых эффектов, далеких звуковых картинок и спокойной умиротворенной атмосферы. Как правило, эти звуковые саундскейпы [soundscape — звуковое окружение; окружение, созданное звуком. „Soundscape is an acoustic environment or an environment created by sound.“ (Wikipedia)] и мрачноватые настроения дополняет мягкая перкуссия [ударные] и глубокие басовые звуки.» (Более подробно об этом стиле можно почитать здесь.)
Вот почему музыка в Fallout создает такую атмосферу — она создана именно для того, чтобы выстраивать такой иллюзорный мир звуков. Гнетущее ощущение, которое появляется у играющего, во многом достигается за счет мрачного звучания дарк эмбиента. А «электронность» использованных треков погружает в мир заброшенных заводов и техники, ржавых компьютерных терминалов, работающих на лампах; создает в сознании картину обреченной техногенности мира, погибшего от собственной технической мощи. Эта музыка дает возможность не просто увидеть, но услышать, почти физически почувствовать мир Fallout — скрипы дверей, ветер в руинах и его вой в песках теперь не только на экране, но и вокруг вас.
Автором обоих саундтреков является Марк Морган (Mark Morgan).
Если изучить детально некоторые треки из Fallout’а, то можно обратить внимание на то, что некоторые куски треков сэмплированы (частично заимствованы) из других музыкальных композиций. Так это или не так, но в любом случае заимствования эти вполне оправданы, поскольку Марк Морган, без сомнения, мастер своего дела, сумевший даже из заимствованных ритмов создать свой собственный, неповторимый шедевр.