Главная Регистрация
">
Четверг, 28.03.2024, 17:30
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Музыка » Общемузыкальный » История развития кларнета
История развития кларнета
FastДата: Суббота, 23.08.2008, 00:31 | Сообщение # 1
 
Сообщений: 165
Статус: Offline
АгентОтправить сообщение
Духовые инструменты зарождались в глубокой древности. Материалом для них служили кусок тростника. Кость или рог животного, морская раковина, скорлупа крупного ореха и т. д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне. В обрядовых церемониях эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и тысячелетий. Уже тогда намечались три вида духовых инструментов с совершенно различными способами образования звука. Одним из видов сойводан древние инструменты язычкового типа звукоизвлечения — прототипы современных кларнетов. Звук на них образовывается при помощи колебания тростниковых пластинок под воздействием воздушной струи. В музыкальной культуре древнейших государств имелись многие духовые инструменты. В Древнем Египте существовал авлос ноя инструмент язычкового типа, состоящий из двух трубок. В Древнем Китае к инструментам язычкового типа относились сона и гуань, звучащие резко и громко.

Значительное место занимали духовые инструменты в музыкальной культуре (II — I вв. до н. э.). Музыка играла важную роль в общественной жизни. Обучение молодежи музыке было обязательным, а пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу различных соревнований и представлений.

Из язычковых духовых наибольшей популярностью пользовался авлос.

Эпоха античности завершилась падением Рима (476 г.).

Музыкальная культура Древнего Рима (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) складывалась под воздействием древнегреческой и восточных цивилизаций.

В Рим стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и др. стран, и, естественно, это сказывалось на характере музыкального инструментария и ин-струментальной культуры в целом.

В I в. до н. э. в Риме были широко распространены сольные выступления на авлосе (тибни), которые проходили с большой пышностью. Эпоха античности завершилась падением Рима (476 г.) могущественная прежде империя уже не могла сопротивляться набегам варваров извне, восстания рабов подтачивали устои ее изнутри! На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Власть сосредотачивалась в руках феодалов и церкви, оказавшей огромное влияние на весь строй общественной жизни. Церковь, по существу, уничтожила завоевания античной культуры, проповедуя суровый аскетизм, отказ от мирских радостей во имя служения Богу. Она ограничила и сузила развитие искусства, подчинив его культу.

Строгий запрет получила инструментальная музыка, которая оценивалась церковью как «лживое искусство». И все же вопреки запретам духовенства в феодальной Европе постепенно формируется светская культура.

Это творчество мимов, жонглеров, шпильманов, любимых народом и вышедших из народа умельцев и артистов, многие из которых хорошо играли на духовых инструментах.

Итак, к язычковым духовым инструментам эпохи средневековья относятся — шалмей, хрумгори, поммер и бомбарда.

Шалмеи были дискантовые и сопрановые Поммеры — альтовые и теноровые, баритоновые бомбарды и бомбардоне басовые и контрабасовые. Все эти инструменты имели форму прямой трубки с большим воронкообразным раструбом. Басовые инструменты достигали трех метров. Трости шалемеев. Поммеров и бомбард не прикасались к губам исполнителя. А были помещены в специальные чашеобразный мундштук, в которые вдувался воздух, поэтому добиться выразительной игры на этих инструментах было крайне трудно, да и качество самого звука было резким и громким. Это привело к тому, что необходимость конструктивных изменений инструмента становилась все более и более очевидно.

Вторая половина XV века и XVI век вошли в историю культуры ряда стран Западной и Центральной Европы как эпоха Возрождения или Ренессанса (в Италии — начиная с XIV в.). В это время особенно бурно развивалась светская музыка. Именно в это время создаются предпосылки для соединения струнных и духовых инструментов в ансамбли, которые в свою очередь подготовили появление первого оркестра в нашем понимании этого слова. Несомненно, только в оркестре духовые инструменты получили простор для развития выразительных, технических и конструктивных возможностей.

Перелом в истории оркестра наметился на рубеже 50-х гг. XVIII столетия. Он не был внезапным, а надвигался постепенно в течение нескольких десятилетий. Многоголосие (полифония) уступило место гомофонному стилю, с господствующей мелодией и подчиненным ей сопровождением.

На рубеже XVII-XVIII вв. появляется один из интереснейших инструментов, который в дальнейшем дополнил и украсил группу деревянных духовых инструментов в симфоническом оркестре — кларнет. Он создан, как предполагается, в 1701 г. известным кюрнбергским мастером деревянных духовых инструментов Иоганном Кристофом Деннером., который усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо. Шалюмо широко использовался в оркестрах Франции. Он состоял из цилиндрической трубки без раструба и семи игровых отверстий, которые исполнитель закрывал пальцами. Диапазон был равен всего октаве (от фам до фа1). Деннмер, прежде всего убрал трубочку, где помещался пищик, и заменил надрезной язычок камышовой пластинкой — тростью, которая прикреплялась к деревянному мундштуку. По существу это был способ извлечения звука, который существует и по сей день. Правда, первое время мундштук не отделялся от корпуса инструмента, а составлял с ним одно целое, причем трость касалась не нижней губы, а верхней, так как мундштук был перевернут тростью вверх. В последствии такого рода постановка была изменена и трость стала крепиться к нижней части мундштука. Благодаря этому появилась возможность, изменяя давление губ на трость, оказывать влияние на качество получаемого звука, следить за интонацией. Атака звука стала более четкой и определенной, так как язык исполнителя непосредственно стал касаться трости.

На кларнете Деннера правая рука исполнителя находилась на верхнем колене, а левая на нижнем, то есть в совершенно противоположном положении по сравнению с современной постановкой.

Отказавшись от камеры, в которой находилась трость, и разрешив вопрос о звукоизвлечении, Деннер должен был решить вторую задачу, связанную с расширением диапазона инструмента. На духовых инструментах для увеличения диапазона широко применяется способ передувания. Более сильная воздушная струя вдуваемая в инструмент, дает звуки на октаву выше. Если напряжение струи воздуха усилить, то можно получить звуки на дуодециму выше основных (октава + квинта). Деннер пошел по этому пути, но столкнулся с тем, что шалюмо оказался инструментом, на котором не суще-ствовало октавного передувания. Тогда Деннер увеличил число игровых отверстий от шести до восьми и таким образом получил сразу серию дополнительных звуков: фа, соль, ля, си малой октавы и до, ре, ми, фа, соль первой октавы. В дальнейшем он сделает еще два отверстия (одно из них на тыльной стороне инструмента) и снабдил их клапанами. При помощи этих клапанов он смог получить звуки ля и си первой октавы. Экспериментируя и наблюдая Деннер пришел к интересному выводу: если открыть второй из вновь введенных клапанов, то передувание на дуодециму становится вполне удобным и исполнимым. Это было решающим моментом, превратившим шалюмо в кларнет. Диапазон кларнета достиг трех октав. Правда, звучание еще было неровным, все регистры имели различный тембр. Ряд звуков кларнета, полученных путем передувания на дуодециму отличался резкостью и даже пронзительностью, что напоминало звучность старинной трубы, исполнявшей партию кларино. А так как у кларнета к 1701 г. уже появился раструб наподобие трубного, то все вместе взятое дало инструменту название исходящее из трубы кларино, а именно уменьшительное итальянское clarnetto, по-русски — кларнет.

Дальнейшим усовершенствованием кларнета занялся сын Деннера. Сна-ала он расширил раструб у кларнета, что сразу улучшило тембр инструмента. Исправляя некачественное звучание в высоком регистре, он передвинул клапан дуодецимы (клапан, обеспечивающий передувание) вверх и немного сузил отверстие. Но здесь он услышал. Что при открывании этого клапана звучал не си, си-бемоль. Для того чтобы добиться утраченного си, Деннеру пришлось удлинить канал инструмента и снабдить его третьим клапаном. Так была определена нижняя граница диапазона инструмента — ми малой октавы, основная нота современного кларета. Усовершенствования Деннера (сына) относятся к 1720 г.

Несколько позже немецкий инструментальный мастер Бартольд Фриц изменил расположение третьего клапана: он стал зарываться не большим пальцем правой руки, а мизинцем левой. В середине века известный немецкий кларнетист Иосиф Беер добавил еще два клапана для получения звуков фа-диез и соль-диез малой октавы. Эти клапаны при передувании давали до-диез и ре-диез второй октавы. В 1791 г. знаменитый кларнетист, затем профессор Парижской консерватории Ксаверий Лефер ввел шестой клапан для звука до-диез. Это была наиболее совершенная модель конца XVIII в. Инструмент обладал достаточно громким звуком, исполнитель мог спокой но усиливать и ослаблять его, играть певучие мелодии и стаккатные пассажи.

Различие в звучании верхнего и нижнего регистра кларнета оставалось очень заметным. Слушателю, если он не видел исполнителя, могло показаться, что играют два различных инструмента. Мрачный, густой нижний регистр во многом напоминал звук старинного шалюмо, верхний регистр — яркий, сильный — звук трубы кларино. Последний начинался от звука до второй октавы. Плохо звучали переходные звуки между двумя регистрами (соль-диез, ля, си-бемоль первой октавы). Играть на кларнете было трудно. Передувание на дуодециму, а не на октаву, сказывалось на сложности аппликатуры. Затруднения возникали, когда появлялось много встречных знаков, то есть тональности исполняемых произведений были далекими от строя кларнета. Чтобы это преодолеть было предложено делать инструменты различных размеров, сохраняя при этом пропорции отдельных их частей. Так получились кларнеты различных строев. В XVIII в. наиболее популярны были кларнеты в строях ре (малый кларнет), до, си, си-бемоль, ля, фа (бассетгорн). XIX в. явился периодом наиболее интенсивного совершенствования духовых инструментов.

В области реконструкции деревянных духовых инструментов происходили также значительные события. И главнейшее место здесь занимал известный музыкальный мастер-изобретатель Теобалд Бем.

Он разработал совершенно иную систему аппликатуры. Беем стремился к тому, чтобы его инструмент звучал на протяжении всего диапазона и достаточно насыщенно, при том виртуозные данные значительно превзошли бы все былые возможности.

Историческое развитие кларнета продолжалось… Известный виртуоз-кларнетист Мюллер решил усовершенствовать кларнет в строе си-бемоль. Ему пришлось проделать большую работу по расстановке звуковых отверстий согласно акустическим закономерностям построения звукоряда. Если на кларнетах старых систем большинство отверстий сверлилось так, чтобы их можно было достать и закрыть пальцами рук, что часто приводило к явно фальшивой интонации инструмента, то Мюллер расположил в соответствии с требованиями акустики. Чтобы кларнет звучал интонационно чисто, ему пришлось установить специальный клапан для отверстия фа и увеличить число других клапанов до 13.

В дельнейшем система Мюллера совершенствовалась. Произошло много изменений в механике, стало больше отверстий, клапанов, добавлялись рычаги. Но главным этапом стало применение к кларнету бемской системы. Это и произошло в начале 40-х гг. Клозе совместно с фирмой Бюффе сделали кларнет инструментом, у которого разница в звучании между регистрами перестала существовать, появилось хорошее легато и блестящие трели. Но их дополнения, внесенные в механику, сделали аппликатуру запутанной и сложной, поэтому до наших дней продолжают существовать два вида инструментов различных систем: мюллеровская и бемская.

Мой Блог Я ВКонтакте
RadiozloДата: Суббота, 15.11.2008, 18:32 | Сообщение # 2
 
Сообщений: 5
Статус: Offline
АгентОтправить сообщение
шото не очень интересно
Мой Блог Я ВКонтакте
W1RE-HEADДата: Среда, 11.03.2009, 13:48 | Сообщение # 3
 
Сообщений: 10
Статус: Offline
Отправить сообщение
А если тебе не интересно, мог бы и не говорить об этом smile Довольно познавательная статья!

http://www.sendem.ru
Мой Блог Я ВКонтакте
Форум » Музыка » Общемузыкальный » История развития кларнета
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: