Для начала почитайте в учебнике по теории музыки о том, что ноты пишутся на нотном стане: на линейках, между линейками, скрипичный ключ показывает положение ноты «соль» на второй линейке нотного стана (с басовым будем разбираться позже), вспомните (или выучите, если не знали да еще забыли) названия нот и на каких линейках они пишутся. Также, почитайте о длительностях. За мерную единицу мы принимаем четвертную длительность, соответствующую одному удару, в половинной длительности будет два удара (две четверти), а в целой – соответственно – четыре.
Теперь приступим к упражнениям. Попробуем равномерно считать вслух приблизительно следующее: «тридцать один, тридцать два, тридцать три...» и т.д., отбивая рукой равномерные удары, приходящиеся на второе слово. Это и будут наши условные метрические единицы – четверти. Научимся отбивать этот равномерный пульс уже без счета. Какие бы упражнения Вы ни пели, не переставайте отбивать этот пульс.
№ 1. Если под рукой есть музыкальный инструмент, послушайте звучание ноты До (не забывая о пульсе – 4 удара) и повторите этот звук (также 4 удара). Если же инструмента нет – не отчаивайтесь и не откладывайте занятия в долгий ящик, - пойте тот же звук, который получался у Вас при счёте (см. выше). Желательно повторять каждое упражнение по нескольку раз (не переставая отбивать пульс – он так же постоянен на протяжении урока, как биение Вашего сердца).
№ 2. Первая нота была... правильно, целая – 4 удара. А здесь уже только два – нота половинная. Теперь повторите №1 и №2.
№ 3. А вот теперь спойте Аминь в заданном ритме (ритм – последовательность длительностей, хотя, лучше почитать об этом в учебнике). А – два удара, -минь – четыре.
№ 4 и № 5 – можно петь сразу со словами, внимательно следя за ритмом – ударами.
№ 6 вот тут-то и необходимо вспомнить давно забытое со школьных времен звучание мажорной гаммы. Если не удается, – придётся искать эталон звучания – музыкальный инструмент или консультацию того, кто может Вам ее (гамму) пропеть. Вспомнив, переходим с ноты До на ноту Ре и повторяем №№ 6–9 по образцу предыдущих.
№№ 10–14 – несколько сложнее – здесь уже чередование двух выученных нот.
№ 15–20. Переходим к ноте Ми. Начало уже комментировать не буду – всё по образцу. Перед тем как переходить к упражнениям со словами, повторите несколько раз предыдущие упражнения (только с названиями нот). А вот то, что со словами, с названиями нот не пойте, – пробуйте сразу с текстом, внимательно следя за изменениями нот. Пение с названиями нот иначе будем называть «сольфеджио», «сольфеджировать»
Отдельно хочется сказать о пользовании музыкальным инструментом. Не пойте «под него». Только если у Вас проблемы с музыкальным слухом и памятью (а это мы уже оговорили перед началом занятий), у Вас есть необходимость играть и «сливать» свой голос с эталонным звучанием. Если же предварительное условие номер один выполнено – инструмент нужен Вам только для самоконтроля: сыграл–спел–проверил–спел опять несколько раз–проверил – не более того (воспитываем музыкальную память!).
№ 21. Вот и добрались мы до трихордов.
Обиходный звукоряд – основа церковного пения – состоит из нескольких видов согласий (об этом лучше Вам расскажут сайты о знаменном роспеве). На основе обиходного звукоряда строятся обиходные лады. В нашем курсе мы попытаемся соединить древнерусскую теорию музыки с классической (изучаемой в современных музыкальных учебных заведениях).
На сайте Вечерняя песнь Вы можете прочитать об обиходных ладах – большом, малом и укосненном, в основе которых лежат соответствующие трихорды. Мы же с Вами возьмём за основу то, что нам уже знакомо – натуральный До-мажор и будем искать необходимые нам трихорды в нём.
Первый трихорд, изучаемый нами – большой. Не знаю (надо спросить у знаменьщиков), так ли он назывался в древне-русской теории, но, думаю, мы его называем так по образцу классической теории музыки: между крайними звуками его – интервал большой терции (об интервалах см. учебник). Звучание его – мажорное, между первым и вторым звуками – тон, вторым и третьим – тоже тон (см. модель клавиатуры на сайте 7 нот).
№№ 21–44 – то, что мы будем называть дальше «работа в трихорде»: повторение звуков трихорда в разном порядке и ритме.
№ 28 выпадает из этой работы – появляется звук До#. Пока отложим объяснение этого явления «на потом». Просто вспомним знакомое песнопение и почувствуем разницу между двумя разными До.
№ 41. Штили в разные стороны у одних и тех же нот обозначают то, что предназначено это для пения двухголосно – двумя хоровыми партиями, двумя певцами одновременно. Не пугайтесь: я не призываю Вас раздвоиться. Пропойте вначале верхний голос, затем – нижний (или наоборот). Это всё та же работа в трихорде. А если Вы найдете компаньона для занятий – можете попробовать петь и двухголосно. Полезно также один голос петь, другой – играть на инструменте.